Пробиться к душе – и словом, и звуком

В музее-библиотеке имени Н.Ф. Федорова состоялся нестандартный философский семинар «Рецепция идей русского космизма рок- и рэп-культурой».

Дискуссия была посвящёна творческой миссии музыки, её теургической эстетике и метафизико-религиозным мотивам. Приглашённые лекторы - кандидаты философских наук Николай Коротков и Андрей Коробов-Латынцев (автор «Философских очерков», исследования о русском рэпе) - рассказали об общем деле рок-музыки и рэпа, их взаимовлиянии и логоцентризме. На встрече также присутствовали Владимир Варава, Юрий Новиков, Борис Режабек, Ирина Заболоцкая, Анастасия Гачева и другие.

С речью о русском роке выступил Николай Коротков. Он представил слушателям презентацию «Русский рок в свете теургической эстетики». По его мнению, музыка этого жанра является настоящим фатумом в искусстве. Рок «наорал» на весь мир. Это потрясение, которое перевернуло мировоззрение для многих поколений и наций. Роковой переворот произошёл как в культурной среде, так и в религиозной. «Почему всё-таки рок покрестили? Музыканты были не в конфронтации с церковью, а в диалоге с ней. Наши рокеры, начиная с Башлачёва и его поколения, искали источники вдохновения в нашем русском язычестве, которое имеет очень мощную основу». Так, например, лидер рок-группы «Алиса» Константин Кинчев в своё время раскрыл через своё творчество значение славянских символов, и при этом не отказался от собственных метафор. В этом и заключается суть теургической эстетики – деятельно преображать мир, а не отражать его.

Такая же задача у русского рэпа – феномена русской словесности. Как и рок, с помощью активной философии он привлекает внимание к традиционным «проклятым вопросам», к которым обращались Достоевский и Толстой. В первую очередь, эстетика рэпа – в поэзии. Словоцентризм этого направления выражен ярче, чем в произведениях рок-исполнителей - как филологически, так и семантически,. В своём выступлении Андрей Коробов-Латынцев разъяснил основное различие между этими музыкальными течениями: «Рэп не имеет идеологии, он много наследует у русского рока. Он также дерзок, осмысляет русский рок, даёт его рецепции, интерпретации, сотрудничает с ним». Выразителями космизма в рэп-культуре лектор назвал группы «Соль Земли», «Грот», «Записки неизвестного» и «25/17».

В ходе обсуждения выяснилось, что рэп всегда был площадкой для диалога. Он характеризовал конфликт, а главный посыл русской рок-музыки – в творчестве и ненасилии. Но их объединяет словесно-музыкальная эстетика и общая цель – духовный переворот.

Прямая речь

Владимир Варава, доктор философских наук, член Союза писателей России:

– Я испытал огромное эстетическое и нравственное удовольствие от этого семинара, живого и глубокого. Был затронут важный вопрос о месте русского рока в нашей жизни. Всё-таки русская философия и русский рок разделяют общую несчастную судьбу безвестности. Эти вещи лежат на поверхности – тотальное отрицание, война соотечественников, которые на дух не принимают ни наш рок, ни нашу философию. И это действительно наша беда. Творчество и религиозность, искусство и мораль глубоко связаны, и художник должен в полной мере выполнить свою эстетическую миссию, тогда на читателя или слушателя он произведёт катарсическое действие. Потому что Господь дал ему такой талант. Если творчество будет подменяться идеологией, в том числе и религиозной, то это уже не будет творчеством.

Оксана Судьина, студентка Высшей школы печати и медиаиндустрии