95 лет назад родился Борис Бункин (ум. 2007), ученый и конструктор, создатель систем и комплексов оружия ПВО

17 июля Вторник

День памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца

18 июля Среда

90 лет назад созданы органы государственного пожарного надзора в России

19 июля Четверг

105 лет назад родился Павел Панков (ум. 1978), актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР

20 июля Пятница

Международный день шахмат

21 июля Суббота

120 лет назад родился Василий Соколовский, советский военачальник, маршал Советского Союза

210 лет назад родилась Каролина Павлова (ум. 1893), русская поэтесса, переводчица

Сегодня 20 июля 2018 года: Международный день шахмат

МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 6. Советская власть и буржуазный Запад.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 6. Советская власть и буржуазный Запад.

150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга и общественного деятеля А.М. Горького.
————————————————————

Я помню с каким наслаждением в школе в 1950-е годы мы учили и читали наизусть отрывки из поэм Владимира Маяковского «Ленин», «Хорошо».  Для нас, пионеров и комсомольцев, это было громадное наслаждение — гордиться нашей Социалистической Родиной. Прошли десятилетия, но я готов и сегодня почитать наизусть стихи нашего любимого поэта.
Мне много в жизни пришлось летать на пассажирских самолётах по белу свету и каждый раз, подавая свой паспорт на контроле в иностранном аэропорту, я тихо повторял: «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза.»

Часть I. Первые успехи Советской власти
1
А вот что писал М. Горький о достижениях первого десятилетия Советской власти в 1927 г. Его сборник мы «Публицистические статьи», издавался дважды в конце 1920-х годов. Его статья «Десять лет» открывала первое издание этого сборника. Кроме того, она была напечатана в советских газетах и в переводе в английской газете «Манчестер Гардиан».
Разумеется, он начинает свой рассказ о том, как описывают достижения русского народа за первую десятилетку строительства новой жизни и нового человека иностранные журналисты.
Ничего нового в их подходе к России не меняется за прошедшие сто лет. Они "любят подчеркнуть «ошибки» и «недостатки» Советской власти, подчеркнуть «некультурность» русских и вообще адские их пороки ".
Количество критиканов возросло сегодня во много раз. Дело дошло уже до мордобоя на телепередачах из-за предвзятой оценки русской истории нерусскими претендентами в историки.
Все эти фейковые критиканы заражены, как писал М. Горький, "...застарелой болезнью европейцев - уродливо преувеличенное и до смешного напыщенное сознание их превосходства над русскими. Основой этой болезни является глубокое невежество господ европейцев во всём, что касается русского народа".
Критиканы зарубежные, российские белоэмигранты и власовцы естественно "...молчат о деятельном участии «интервентов» в грабеже и разрушении России",... о том, что из десяти лет только шесть падает на созидательную работу, а четыре года были заняты гражданской войной, которая ещё более разоряла страну",... о том, что "...русская буржуазия всемерно содействовала порабощению страны Англией и Францией, да и до сего дня не утратила надежды вызвать вторжение иностранцев в Россию".
А вот какое наследство - пишет Горький - получила партия большевиков от царской России после империалистической войны и Гражданской войны:
"Несколько миллионов наиболее здоровых и работоспособных людей погибло на войне.
"Значительная часть «революционной» интеллигенции перебросилась на сторону врагов народа. Часть её забастовала, не желая помочь новой власти в её борьбе за свободу русского трудового народа, а затем бывшие враги самодержавия превратились во «внутренних врагов» своего народа.
"Полуразрушенное сельское хозяйство продолжало разрушаться под ударами «белых» армий.
"На фабриках, вообще плохо оборудованных, — изработанные за время войны машины.
"Гражданская война уничтожила значительное количество политически и культурно воспитанных рабочих...
"Правительства Европы всеми средствами стараются затруднить работу Советской власти по хозяйственной и культурной реорганизации страны.
"Русская эмиграция, при помощи европейской буржуазии, ведёт против своего народа партизанскую борьбу, воспитывая и посылая в Россию шпионов и наёмных убийц...".
"Бывшие народолюбцы сделали строителя новой жизни мишенью, по которой неутомимо стреляют грязью и клеветой...
2
"Публицисты и фельетонисты эмиграции, смачивая слюною злорадства, пережёвывают с маниакальным сластолюбием это свинство и отрыгают свинство снова в жизнь. Тут, конечно, действует природа и привычка. Это такие люди, которым для наслаждения жизнью необходимо видеть её грязной, только при этом условии они видят себя беленькими".
"Чего достигла Советская власть за эти шесть лет?" -  спрашивает М. Горький (в 1921-27 гг.) и отвечает:
"Русский рабочий и крестьянин действительно учатся управлять государством, они начинают чувствовать, что государство — это их дело, что единственный путь к свободе — дружный труд всех сил страны, объединённых сознанием величия и трудности задач, решить которые они мужественно взялись...

38c55d16d36f2a903e70a44425fe472a.jpeg
"Важнейший для жизни труд работников науки в Союзе Советов оценён по достоинству, как о том свидетельствуют сами представители русской науки, развившие за десять лет изумительно плодотворную деятельность. У них есть свои Дома учёных и Дома отдыха, чего в Европе нет. Русский учёный — активный и влиятельный сотрудник власти, как о том говорят почтенные имена крупнейших учёных...
"Создана совершенно своеобразная пресса, до пустяковых мелочей быта внимательная к жизни рабочих и крестьян. ...
В Стране Советов работает армия «рабкоров», «селькоров», мужчин и женщин, армия «делегаток» и т. д. — это значит, что народ учат и он учится свободно говорить о себе самом, о своих нуждах и желаниях. Растёт армия комсомольцев, а за ними уже стоят «пионеры» — дети, которых учат думать государственно...
a06bfd30c6d01530ac1860e675654e76.png
"...народ быстро изживает психологию, воспитанную веками рабства, что он начинает понимать государство как организацию людей единой цели, а не как анархическое и механическое соединение единиц, разбитых на враждебные классы и касты.»
«Моя радость и гордость — новый русский человек, строитель нового государства... Товарищ! Знай и верь, что ты — самый необходимый человек на земле. Делая твоё маленькое дело, ты начал создавать действительно новый мир.
Учись и учи!»
«Это человек — человек, какого мир ещё не видел, и человек этот поставил перед собою грандиозную задачу воспитать массу трудящихся «по образу и подобию своему»; задачу эту он разрешает с отличным успехом. В конце концов, он — неоспоримое доказательство обилия творческих сил и талантов в трудовой массе". (Горький, Максим. "Том 24. Статьи, речи, приветствия. 1907-1928”
М. Горький написал много хороших статей для советских рабочих и крестьян. Он прекрасно знал внутреннюю суть своих читателей, их характер. Знал уровень их культуры. Учитывал малую степень их научной подготовки. Он талантливо сочетал простоту изложения с глубиной теоретического анализа.

Часть II. Буржуазный мир Запада.

Прожив большую часть жизни в дворянской и буржуазной России и более 20 лет на "буржуазном Западе", М. Горький видел собственными глазами гниющее капиталистическое общество, его дикие нравы и обычаи. Причём с очень близкого расстояния. Как мы с вами смотрим сегодня на подобный процесс гниения в современной буржуазной России. Более всего его поражали те халдеи и ехидны, которые и до наших дней имеют наглость считать всех русских, славян, азиатов дикарями и пытаются учить всех нас своей "демократии" и своим "общечеловеческим ценностям".
Меня удивляет в его статьях злободневность поднимаемых пролетарским писателем проблем. Почти все они актуальны и в наши дни. Он как бы живет вместе с нами сегодня и предупреждает нас об опасностях, которые мы можем встретить на путях в новую русскую некапиталистическую пролетарскую цивилизацию.
Язычники и дикари
В статье "Ответ интеллигенту" (1931 г.) он начинает разговор с интересного вопроса:
«На Востоке живут язычники и дикари», - сообщаете вы и в доказательство одичания Востока ссылаетесь на положение восточной женщины. Поговорим о дикарях...
"... На эстрадах мюзик-холлов Европы показывают десятки и сотни обнажённых женщин. Не кажется ли вам, что эта публичная игра голым телом женщины должна бы вызвать некоторый протест со стороны матерей, жён, сестёр европейских интеллигентов? Я говорю о значении этой цинической игры не с точки зрения «морали», а под углом интересов биологии и социальной гигиены.
"Для меня эта подлая и пошлая игра — несомненное доказательство одичания и разложения европейской буржуазии. Я убеждён, что явный и быстрый рост гомосексуализма, лесбианства, объясняемый экономикой — дороговизной семейной жизни, — ускоряется вот этим мерзостным публичным издевательством над женщиной. Признаков одичания буржуазной Европы слишком много, и не вам говорить о дикарях Востока...."
Мы как-то забыли об этом в советское время. Нас эти вопросы не волновали. Да и секса у на не было без любви. А после Чёрного октября 1993 г. мы вдруг вспомнили и пожалели, что все наши традиции в человеческих отношений вдруг начали ломать с такой силой, что мы до сих пор не можем придти в себя от хруста собственных костей.
У нас вдруг появился секс. Мы его даже можем наблюдать в живую прямо из окна квартиры первого этажа. Проститутки разгуливают по улицам.
Когда наступили чёрные дни поражения: города покрылась сетью домов терпимости, казино, игорными зонами. Девушки, даже девочки, бывшие советские школьницы, еще вчера ходившие в белых фартучках с красными пионерскими галстуками или с комсомольскими значками, вынуждены были идти на панель. Проститутки стали символом нового буржуазного образа жизни.
В театрах и в кино чем больше оголенного мяса выставляется на показ, тем больше похвалы и денег зарабатывают режиссеры и постановщики от власть имущих. От швыдкоизаторов поступают ясные и четкие команды: народ надо развращать, а не просвещать. Потребительское  отношение к вещам, а человек, стоящий ниже тебя на социальной лестнице, тоже товар и его можно употреблять в любых целях, для удовлетворения любых потребностей и даже для наслаждения.
В этой же статье Горький ставит и теоретический вопрос:
"...Идеологам капитализма совершенно чуждо представление о человеческой единице как вместилище огромного запаса энергии интеллектуальной. Несмотря на все словесные хитрости и украшения, идеология защитников власти меньшинства над большинством по существу своему ЗООЛОГИЧНА". ( Выделено Ю. Г.).
Теория подаётся образно. Писатель сравнивает классовое общество с зоопарком, где,
"... государство построено по типу зоопарка, где все животные заключены в железных клетках, — в классовом государстве это более или менее искусно построенные клетки идей, которые, разобщая человечество, делают почти невозможным развитие в нём сознания единства его интересов и рост единой, подлинно общечеловеческой культуры".
В основе русофобии дикого Запада и полудикой буржуазной России лежит традиционная психология индивидуализма. В России проживает сегодня два человеческих материала. Один коллективистский или советский. Большая часть его воспитывалась на принципах морального кодекса строителя коммунизма. Человек человеку — друг.
Другой человеческий материал сформирован за прошедшие четверть века. Он выращен на психологии эгоиста. Человек человеку - волк. Поэтому грабь ближнего, воруй, бери взятки сколько сможешь. Живи для себя. Живи как хочешь. За деньги купить можно все — и холопа и рабыню.
Психология индивидуализма рождает неуважение к культуре другого человека, к другому народу. Эта психология лежит в основе любой формы осознанного или неосознанного превосходства: вождя над соплеменниками, короля над вассалами, белой расы над черными; Запада над Россией, арабскими, азиатскими народами и так далее.
Чванство и чувство своего избранничества, расового и национального превосходства характерны для ряда европейских наций, истребивших полмира в колониальных войнах на всех континентах.
Классовые войны
Очень часто Горький говорит об империалистических войнах. Приближение новой мировой войны широко обсуждался в коммунистической прессе в начале 1930-х. В данной статье он писал: "... Нации тратят миллиарды на вооружение против соседних наций, личность тратит большинство своих сил на самооборону против насилий классового общества. «Жизнь есть борьба»? Да, но она должна быть борьбой человека и человечества против стихийных сил природы, борьбой за власть над ними. Классовое государство превратило эту великую борьбу в гнуснейшую драку за обладание физической энергией человека, за ПОРАБОЩЕНИЕ его". (Выделено Ю.Г.)
М. Горький был потрясён тотальной милитаризацией империализма, готовящегося к войне с Социалистической Россией, за передел мира:
"В капиталистическом мире всё более яростно развивается борьба за нефть, за железо, за вооружения для новой бойни многомиллионных масс, борьба за право политико-экономического угнетения меньшинством большинства. Эту наглую, циническую, преступную борьбу, организуемую небольшой группой людей, одичавших в погоне за бессмысленным накоплением денег, благословляет христианская церковь, наиболее лживая и преступная из всех церквей земли. Этой борьбой совершенно убит, истреблён «гуманизм», который так дорого стоил интеллигенции Европы и которым она гордилась". ..
М. Горький пишет о зарождающемся у него на глазах фашизме и расизме. Ни православная, ни католическая церкви не выступили с осуждением буржуазного милитаризма. Эти антиобщественные страшные явления в истории человеческого общества рождены эгоизмом правящих классов европейских наций. Алчность европейской и американской буржуазии, еврейских банкиров была главной причиной Первой Мировой войны. Их стремление завладеть и удержать в своем владении мировые запасы энергоресурсов и источников пресной воды вело человечество ко второй мировой войне.
М. Горький осуждал «дикий» Запад и прославлял молодую советскую республику рабочих и крестьян. Он предвидел войну. Он был уверен в том, что развитое чувство коллективизма и братства у русских людей, отсутствие у них имперского духа поможет им не только защитить свою Родину, но и освободить всю Европу от фашизма. Он был уверен в том, что интернационализм и общинная, коллективистская психология русских людей проявится и в их бескорыстной поддержке борьбы колониально порабощенных народов против империализма, а так же в военно-технической помощи СССР освободившимся, развивающимся странам...
Гадкий индивидуализм буржуазного интеллигента
Огромное воздействие на народные массы оказывает буржуазная интеллигенция. Она день и ночью готовит массы к защите "национальной безопасности" своей наворованной собственности и толкает их к активному участию в приближающейся мировой бойне. Он будто пишет об интеллигенции наших дней:
"Никогда ещё интеллигенция не обнаруживала с такой ясностью своё бессилие и с таким бесстыдством своё безразличное отношение к жизни, как это обнаруживает она в XX веке, столь обильном трагедиями, которые создаёт на земле цинизм командующих классов.
"В области политики чувством и мыслью интеллигенции властно командуют авантюристы, покорные исполнители воли капиталистических групп, которые, торгуя всем, что покупается, в конце концов всегда торгуют энергией народа. Здесь в понятие «народ» я включаю не только рабочих и крестьянство, но мелких чиновников, и армию «служащих» капиталу, и вообще интеллигенцию, — всё ещё довольно яркую заплату на грязных лохмотьях буржуазного общества".
Пролетарский писатель пытается описать глубокие корни гадкого индивидуализме буржуазного интеллигента:
"...Индивидуализм интеллигента XIX–XX веков отличается от индивидуализма крестьянина не по существу, а только по формам выражения; он более цветист, глаже отшлифован, но так же зоологичен, так же слеп.
"...Интеллигент бытует между наковальней народа и молотом государства; в общем условия его быта, конечно, тяжелы, драматичны, ибо действительность обычно враждебна ему..."
«Интеллигентам кажется, что они защищают «демократизм», хотя они уже доказали и продолжают доказывать своё бессилие; защищают «свободу личности», хотя она затискана в клетку идей, ограничивающих её интеллектуальный рост; защищают «свободу слова», хотя пресса захвачена капиталистами и может служить только их анархическим, бесчеловечным, преступным интересам. Интеллигент работает на своего врага, ибо хозяин всегда был и есть враг рабочего, а идея «сотрудничества классов» такая же наивная бессмыслица, как дружба волков с баранами.
Горький особо подчеркивает в статье, что прислуживающие империализму интеллигенты "...не поняли исторического значения Октябрьской революции и не нашли в себе ни сил, ни желания протестовать против кровавой, грабительской интервенции капиталистов в 1918-21 годах. Они протестуют, когда в Союзе Советов арестуется властью профессор, монархист и заговорщик, но они равнодушны, когда их капиталисты насилуют народы Индо-Китая, Индии, Африки. Если в Союзе Советов расстреляют полсотни гнуснейших преступников, они кричат о зверстве, а если в Индии, в Аннаме истребляются пушками и пулемётами тысячи ни в чём не повинных людей, гуманные интеллигенты скромно молчат...."
Как и в наши дни буржуазные интеллектуалы поддерживают антинародную деятельность реакционных кругов РПЦ, выдумывают новые «идеалы»,  высасываемые из концепции глобализма, защиты национальной безопасности и т. д., и стараются умолчать, скрыть правду о том, как транснациональные корпорации насилуют народы Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии...
Но людей в наш информационный век фейками не обманешь, на мякине не проведёшь.
В информационных потоках мы можем получить всегда ДВЕ ПРАВДЫ: первую БУРЖУАЗНУЮ, продаваемую массам как товар, как рекламу, — на первых страницах газет и первых российских каналах; вторую — ПРОЛЕТАРСКУЮ, народную, предназначенную для большинства населения планеты, — можно найти НЕ без труда в интернете.  
______________________________
Статья "Ответ интеллигенту" впервые была напечатана одновременно в газетах «Правда» и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1931, номер 138 от 21 мая и номер 139 от 22 мая. Горький, Максим. «Том 26. Статьи, речи, приветствия. 1931-1933.

Новости
18.07.2018

XVI Московский фестиваль прессы.

Гостей фестиваля в этом году вновь будет встречать специально построенный медиагород с тематическими зонами, отражающими наиболее популярные рубрики газет и журналов.
05.07.2018

ВНИМАНИЕ: КОНКУРС ПРОДЛЕВАЕТСЯ ДО 30 ИЮЛЯ!

Фонд «Литературный центр Петра Проскурина» объявляет о старте проекта «Школа литературной журналистики «Молодой Дельвиг»

Все новости

Книга недели
Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях  и документах.

Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах.

Издание второе, исправленное  и дополненное. –  М.: Вече, 2018. –  256 с.: ил. – 1000 экз
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Неменский Олег

Сами себе рады

Чемпионат мира по футболу стал событием не только спортивным, но и культурным. Х...

Болдырев Юрий

Референдум? Так он уже был!

Чемпионат пройдёт, но свершённое в это время – надолго.
Не пенальти и голы – не ...