МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 5. Народная правда о белоэмигрантах.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ — ЛЕТОПИСЕЦ СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. 5. Народная правда о белоэмигрантах.

150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга и общественного деятеля А.М. Горького.
———————————————————————————————

В советские времена отношение большей части советских русских людей к "белым" (белому движению и эмигрантской интеллигенции) было однозначно ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ. Именно об этой белогвардейщине первой волны писал М. Горький. Хочу подчеркнуть, что писал он часто о тех, кого ЗНАЛ ЛИЧНО, с кем встречался.

1
Многие вожди Белого движения, эмигранты, как и националисты наших дней, были людьми честолюбивыми - писал М. Горький:
"Кто они, эти эмигранты? Большинство из них — политические неудачники, люди честолюбивые, мелкие, но — люди «больших надежд». Некоторые из них хотели быть Масариками, другие — Брианами и Черчиллями, многие — Фордами, и для всех одинаково характерно то, что они покушались на командующие посты «с негодными средствами...".
"Их моральное, а также интеллектуальное ничтожество знакомо мне хорошо и давно, они обнаружили его ещё в 1905-07 годах, после первой революции, затем они ежедневно демонстрировали свою бездарность в Государственной думе и уже с предельной ясностью обнаружили её в 1914–1917 годах как «борцы против самодержавия», но, разумеется, за великодержавность. Они создали себе некоторую популярность как организаторы политического самосознания мелкой и крупной буржуазии: в общем это — идеологи мещанства. Есть пословица: «На безрыбье и рак — рыба». Они играли в русской жизни роль раков, они пятились назад. Это обычная роль большинства интеллигенции в эпохи революций."
a7b25d66c2d4725c78bb61c82bd55706.jpeg
Горький включает в ее состав и писательский дворянский корпус. В нем кроме авторов первой величины - Бунина и Куприна - собралось немало второсортных писателей. Их окружала серенькая интеллигенция.
Многих белогвардейских деятелей М. Горький считал предателями русского народа:
"В русской истории они оставили память о себе как о предателях народа своего. В течение четырёх лет они предавали и продавали свой народ вашим капиталистам, господа интеллигенты Европы. Они помогали Деникиным, Колчакам, Врангелям, Юденичам и другим профессиональным человекоубийцам разрушать хозяйство своей страны, уже разорённой четырёхлетней бойней, позорной для всей Европы. С помощью этих презренных людей генералы европейских капиталистов и царя истребили сотни тысяч рабочих и крестьян Союза Советов, выжгли сотни деревень и казачьих станиц, разрушили железнодорожные пути, взорвали мосты, испортили всё, что можно было испортить для того, чтоб окончательно обессилить свою страну и предать её в руки европейских капиталистов..."
"С 1917 года они служили русским нефтяникам, текстильщикам, углепромышленникам, мельникам и помещикам вместе с остатками царских генералов, которые презирали их как ренегатов и как «врагов царя».  
Белая эмиграция была настроена агрессивно против СССР:
"Начиная с 1926 года, они способствовали организации многочисленных заговоров против рабоче-крестьянской власти. Они, конечно, отрицают участие своё в этих преступлениях, хотя заговорщики — их друзья — сознались, что информировали их прессу «заведомо ложным освещением советской работы», и, разумеется, заговорщики в свою очередь руководствовались указаниями прессы предателей родины.»
Активную роль играло руководство архиерейского Синода православной церкви за границей России. Вот подлинные слова митрополита Антония, его председателя, - пишет М. Горький:
«Властью, данной мне от бога, благословляю всякое оружие, против красной сатанинской власти подымаемое, и отпускаю грехи всем, кто в рядах повстанческих дружин или одиноким народным мстителем сложит голову за русское и Христово дело. Первее же всего благословляю всякое оружие и боевую работу Всенародного братства русской правды, которое уже немало лет словом и делом ведёт упорную борьбу против красного сатаны во имя бога и России. Милость господня да почиет над каждым, кто вступит в братские ряды либо придёт на помощь братству.»
"Совершенно ясно, что митрополит, вождь христианской церкви, благословляет насилие над волею народа и террористические акты. Не кажется ли вам, что такие воззвания, такое благословение убийств церковником, очевидно, обозлённым до идиотизма, не совсем уместны в столице «культурного государства»? Не думаете ли вы, что вам следовало бы крикнуть «цыц!», «тубо!» по адресу «его блаженства»? Не служит ли эта дикая выходка русского попа признаком не только озверения «только озверения русской эмиграции, но и признаком крайнего и постыднейшего равнодушия интеллектуалистов Европы к вопросам социальной морали, социальной гигиены? И вы говорите о «дикости Востока»!» (Горький, Максим. Том 27 из 30. «Статьи, речи»).
2
Белоэмигранты издавали газеты и журналы на русском языке. Кто мог давать им деньги на антисоветскую и антикоммунистическую пропаганду кроме западных спецслужб? Многие из них позднее открыто работали на «Голосах» и «Свободах». Двоюродный брат Набокова даже умудрился втереться в доверие руководства, занимавшееся так называемой «культурной дипломатией».
«Бесстыдство, цинизм и лживость прессы эмигрантов вообще не с чем сравнить, разве только с её лицемерием. Я не поклонник литературных приёмов тех публицистов, которые не различают свободу мнения от бесшабашности выражений, и если в этой статье я тоже выражаюсь резко, так это объясняется отнюдь не моим желанием подражать хулиганам эмигрантской прессы, а лишь тем, что я не имею слов более точных для того, чтоб включить в них моё презрение и отвращение.»
«Совершеннейшее бесстыдство — говорить о «кровожадности» большевиков при жизни устроителей четырёхлетней всемирной бойни народов, при жизни всех тех господ, которые ныне столь усердно душат и режут людей, заботясь «о мире всего мира».
«Гнуснейшее лицемерие — кричать только о жестокости красных, умалчивая о тех фактах садической расправы с красными, о которых так хвастливо рассказывают белые в своих мемуарах...
«.. почти вся «революционная» интеллигенция отказалась от участия в деле революции и даже от культурной работы, ещё более необходимой в дни бурь, чем в «мирное» время, — если таковое вообще существует на земле. А поскольку кулэьтурная работа продолжалась, она почти всегда — я хорошо знаю это — принимала характер, враждебный тем людям, которые взяли власть. Я часто видел, что это — вражда по привычке, по традиции, потому что люди умеют «враждовать» только словесно, а кроме этого — ничему не научились.» (Горький, Максим. «Том 24. Статьи, речи, приветствия 1907-1928.»).
3
Белогвардейская интеллигенция включает в свой состав реакционные круги церковников, славянофилов и черносотенцев, - считал М. Горький. Современные их последователи мало чем отличаются по взглядам и ненависти ко всему советскому от своих предшественников.  
«Только классовые враги, наёмные клеветники, «разбойники пера, мошенники печати» смеют отрицать успехи рабоче-крестьянской власти в деле строительства социалистического государства. В Союзе Советов — безработных нет, нам не хватает рабочих, и постепенно их приглашают из Европы. Рабочий класс и крестьянство Союза Советов строит на свои рубли, на свой заработок величайшие в мире фабрики, энергично электрифицирует всю страну от Закавказья до окраин Сибири и от берегов Ледовитого океана до Гималаев. Рабочий класс Союза Советов успешно разрешает самую тяжёлую и трудную, наиболее революционную задачу — он вырывает из жизни основной и глубочайший корень индивидуализма, уничтожая мелкие крестьянские хозяйства, которые одинаково бессмысленно истощали и плодородие земли и силы крестьянства, покорного раба земли.» (Горький, Максим. «Том 25. Статьи, речи, приветствия 1929-1931»).
4
М. Горький оказался прав: в годы Великой Отечественной войны часть мелкобуржуазного националистически настроенного населения в некоторых республиках пошла служить гитлеровским оккупантам. Из них были сформированы фашистские национальные батальоны. Фашизированные националисты  использовались их хозяевами в антипартизанской борьбе. Они выполняли полицейские функции. Ныне в русском народе их называют презрительно «власовцами». На Украине националисты восторженно — «бандеровцами».
Почитайте книгу «Русская литература в изгнании» ГЛЕБА СТРУВЕ (1898-1985) о русской эмигрантской литературе и писателях-антисоветчиках. Он пишет, что некоторые известные и уважаемые ныне писатели тесно сотрудничали с фашистами в годы до, во время и после Второй Мировой войны. И приводит примеры.
Мережковский и Гиппиус не только помогали Геббельсу вести антисоветскую пропаганду против Советской России, но и призывали Гитлера к крестовому походу против русского народа!! Сам Мережковский весьма артистично разыгрывал роль пророка: "Христианство - начало Европы, и Христианство - конец Европы". (С. 73) Гиппиус не далеко ушла от антисоветчика мужа, зациклившись на антисемитизме. Более того, они просили Гитлера добить советский режим.  
Если И. С. Шмелев ненавидел большевиков всеми фибрами души и в то  время преданно служил Врангелю в Крыму и написал страшный роман о голоде на полуострове, вспыхнувшим не по вине большевиков, а в результате ограбления местного населения белой армией; то писатель Е. И. Чириков (1868-1932) в своём романе "Зверь из бездны" изобразил моральное разложение и преступные действия белой армии. Именно БЕЛОЙ АРМИИ. Роман имел скандальный успех. (Струве. С. 92-93).
Если Мережковский признан ныне одним из "героев" борьбы белых господ-черносотенцев с коммунизмом (его статьи вошли в том о М. Горьком, изданный в серии "Pro et contrа», то имя Романа Гуля (1896-1986) практически не вспоминают ни либералы, ни русские националисты. Причина в том, что писатель вышел из рядов Добровольческой армии и написал ряд талантливых книг, в которых он правдиво описал разложение и распад белого движения. (Струве. С. 126-127)
В послесловии к книге Д.Горбова «От белоэмигрантской литературе» М. Горький подробно рассказывает о зверствах белогвардейцах и приводит немало конкретных примеров того, как к этим зверствам относились Мережковский и его подруга жизни. Именно поэтому, надо полагать, так часто вспоминают имена этих писателей те церковники, которые находятся до сих в плену воинствующей антикоммунистической пропаганды.
Именно бывшие господа из русских дворян и купечества не смогли даже с помощью оккупационных армий, присланных поделить Россию, на лакомые куски и присвоить их, и насильно подчинить своих бывших холопов. Вот холопы и им отомстили. Красная армия изгнала и господ и интервентов с советской земли.
5
Предоставляю слово одному из известных авторов статей и книг о эмигрантской литературе, редактору журнала «Воля России» — МАРКУ СЛОНИМУ:
«.... русская эмиграция в Европе была еще овеяна духом гражданской войны и насчитывала десятки тысяч участников белого движения. Некоторые из них принесли с собой горечь поражения, злобу, неверие в силы русского народа и готовы были считать родную страну погибшей, не ожидая от нее ничего, кроме безобразий. Другие продолжали мечтать о возобновлении вооруженной борьбы с помощью иностранных держав. Легко себе представить, как эта часть эмиграции встретила программу «Воли России», считавшей, что споры об интервенции или блокаде уже «взвешены судьбою», что надо отказаться от надежд на свержение большевиков при помощи генералов, и что не следует противиться признанию в международном масштабе Советской России, как бы не нравилось бы всем ее правительство, и ставку надо делать на внутренние силы самого народа.
«Нужно было обладать моральным мужеством и политическим реализмом, чтобы призывать эмиграцию к трезвой оценке и недавнего прошлого, и необратимых социально-экономических процессов, принесенных — худо ли, хорошо ли — русской революцией.
«Вот как журнал определял свою позицию: «твердо помня о своеобразии русской истории, о социальных и психологических особенностях русского народа, мы высказываемся, однако, против всякой национальной обособленности и верим, что будущее нашей страны лежит на путях связи с мировой культурой. Наше мировоззрение основано на глубоком уважении к человеческой личности и на моральном, а не только экономическом и социальном истолковании социализма, причем социалистическое строительство для нас немыслимо без самодеятельности и творчества масс ... Мы последовательно и неуклонно защищаем демократический социализм против большевистской диктатуры и коммунистических искажений.
«Но мы не хотим заниматься одной лишь критикой советского режима, и стараемся стать ’лицом к России’, то есть изучать процессы, протекающие за фасадом большевистской системы. Сюда входит ознакомление зарубежных читателей с советской литературой и разоблачение всех явных и тайных мер воздействия на нее со стороны советских цензоров и чекистов. Наше основное требование — свободы и независимости во всех областях культуры и практической жизни: а это ведет к уничтожению коммунистических запрещений и марксистских ранжиров». (Из книги «Русская литература в эмиграции». Сборник статей. Редактор ПОЛТОРАЦКИЙ Н. П., 1972).
98a0e7181c690cedd62d465265f3d815.jpeg
А вот что писал в статье «Классовая борьба в искусстве» в 1929 г. крупный теоретик литературы и искусства АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ
«Как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще, и литературы в частности, выражается в формах, бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике.»
Классовые враги пролетариата всегда требуют свободы и независимости для своей враждебной деятельности, но поддерживают антинародную политику и практику насилия и кровавых расстрелов для трудящихся, когда те требуют от правящих кругов буржуазии тоже свободы и независимости в борьбе за лучшую жизнь...
Сегодня многое изменилось. Непримиримость белых и красных, советских русских людей и писателей русских, работавших в эмиграции стала затухать в 1980-е годы, но вмешались вновь политики, спецслужбы, и вновь сделана ставка на борьбу, на подавление социалистического реализма во всемирной литературе.
Однако эта борьба в новейших условиях уже не касается эмигрантской литературы. Она срослась с советской классической литературой и стала навечно частью русской классической литературы.
В последние годы рождается новая художественная литература. Процесс её рождения определяют, как и сто лет, господствующие классы. И вновь деньги диктуют писателям о ком и что писать — правду о жизни и борьбе или развлекуху вроде Гарри Поттера.
Борьба продолжается...
Отношение к творчеству М. ГОРЬКОГО двоякое. Сегодня нет ни одного русского писателя, которого можно было бы поставить рядом с ним, теоретиком социалистического реализма, по вкладу в мировое литературоведение. А с другой стороны — он ТАКОЕ говорил и писал, что многим отвыкшим от правды истории, могут странными показаться многие его мысли. Но слушать эти мысли надо. Он говорил, никого не боясь, правду. Правду и только ПРАВДУ!
————————————————————

Справка.
М. Горький писал статьи, из которых я выбрал цитаты, до и во время Великой депрессии на Западе. Она началась в 1929 г. и продолжалась 10 лет. За два десятилетия народы молодого государства рабочих и крестьян под названием СССР провели Культурную революцию и все население научилось читать и писать; провели коллективизацию сельского хозяйство и полностью обеспечили население продуктами питания; совершили акт Великой Индустриализации крестьянской страны. Именно деятельность народа под руководством большевистской партии позволила не только спасти страну и все ее народы от еврофашистского нашествия, но и наголову разбить этот сброд агрессоров в 1945 г.
1930 год начавшейся депрессии на Западе был отмечен:
• Уровень промышленного производства отброшен на 30 лет назад;
• В индустриальных странах с развитой рыночной экономикой насчитывалось около 30 млн безработных;
• Многие фермеры, мелкие торговцы, я представители среднего класса оказались за чертой бедности;
• По всей территории США от 25 до 90 % детей страдали от недоедания. (Из Википедии).
Благодаря Рузвельту США вышли из войны мощной сверхдержавой. Благодаря Сталину второй сверхдержавой к 1950 г. в мире стал СССР.

Новости
10.12.2018

Дни Мальтийской музыки в России

9 декабря в Москве состоялся концерт-закрытие в рамках проекта «Дни Мальтийской музыки в России»
10.12.2018

Поэтов ждут в Сочи

С 17 по 20 февраля 2019 года в рамках XII Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета состоится школа-интенсив для молодых авторов, с индивидуальным разбором текстов и точечными советами.

Все новости

Книга недели
Чингиз Айтматов.

Чингиз Айтматов.

Осмонакун
Ибрагимов.
Чингиз Айтматов.
– М.: Молодая гвардия, 2018.
– 221 с.: ил. – 3000 экз. – (Жизнь замечательных людей).
В следующих номерах
Колумнисты ЛГ
Кабыш Инна

Хамить разрешается

Я ушла из школы. Мой последний рабочий день пришёлся аккурат на День учителя.

Болдырев Юрий

Авансы японцам

Вопрос о «национальной идее» опять оживляют – теперь к 25-летию Конституции.